"ПАНЦЕРВАФФЕ"- ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ
После того как война на Восточном фронте, пла¬нировавшаяся молниеносной, обернулась затяж¬ной, немцам уже в 1942г. пришлось пересмотреть систему вооружений вермахта и полевых войск СС. Одной из причин тому было и развертывание советским командованием танковых и механизи¬рованных корпусов и армий, оснащенных новыми средними и тяжелыми Т-34 и KB, а также самоход¬ными установками с 76- и 122-мм орудиями. Од¬новременно общевойсковые соединения, осо¬бенно гвардейские, усиливали танками и само¬ходками, повышая их маневренность в наступа¬тельных операциях. Не лишне напомнить, что в 1942 г. наша промышленность передала Действу¬ющей армии 24668 одних только танков. Бороться с ними состоявшие в вермахте танки и штурмовые орудия не могли по причине недостаточных во¬оружения и бронирования. Достаточно сказать, что если 22 июня 1941 г. в войсках было 746 ма¬шин типа Pz-II, то к концу 1942 г. — 322, остальные были уничтожены огнем советских танков и ар¬тиллерии.
В качестве одной из ответных мер командова¬ние вермахта выдало промышленности заказы на проектирование улучшенных танков (ими стали Pz-V "Пантер" и Pz-VI "Тигр"), самоходных истре¬бителей танков и противотанковых пушек. Их раз¬работкой занимались, главным образом, компа¬нии "Алкетт", "Фомаг", "Нибелунгенверке", МИАГ, выпуск же развернули и на заводах фирм МАН, МНХ, ФАМО и др. Обычно основные агрегаты из¬готавливали на предприятиях МАН и ФАМО, а сборку машин осуществляла "Алкетт".
Уже в 1942 г, появилась самоходная противо¬танковая установка "Мардер-П". Ее 75-мм пушка РАК-40 со стволом длиной 46 калибров, оборудо¬ванная телескопическим прицелом, размещалась на шасси танка Pz-II в прямоугольной, открытой сверху и сзади неподвижной рубке, чья лобовая часть была выполнена из 30-мм брони. Углы вер¬тикальной наводки ограничивались -5 — +15°, го¬ризонтальной — 20°, в походном положении кача¬ющаяся часть орудия фиксировалась специаль¬ным устройством. Скорострельность пушки до¬стигала 12 выстрелов в минуту, боекомплект со¬стоял из 37 снарядов. Это были 6,8-килограммо¬вые бронебойные, обладавшие начальной скоро¬стью 770 м/с (что обеспечивалось давлением поро¬ховых газов в стволе 2850 кг/см), которые на дис¬танции 100 м пробивали броню в 83 мм, а 1 тыс. м — 60 мм. Подкалиберные, весом по 3,9 кг, с началь¬ной скоростью 990 м/с на тех же дистанциях про¬низывали соответственно 120-мм и 82-мм листы стали, 5,8-килограммовые осколочно-фугасные предназначались для поражения живой силы и разрушения полевых фортификационных соору¬жений. Их начальная скорость была меньше, не превышала 485 м/с.
Двигатель "Майбах" мощностью 150 л.с. рас¬полагался в кормовой части машины, коробка пе¬ремены передач — в передней. Трансмиссию и ходовую часть без особых перемен позаимство¬вали у базового танка. Последняя состояла из 5 больших катков, размещенных в шахматном по¬рядке и 4 поддерживающих на борт.
В 1942 — 1943 гг. эти самоходные установки "Мардер-П" поступали в противотанковые под¬разделения танковых и моторизованных соедине¬ний. Первое время их применяли преимущест¬венно на советско-германском фронте, но после высадки союзников в Италии, бросили в бои и на Западном фронте против англо-американских танков.
В 1943 г., после битвы на Курской дуге, вермах¬ту понадобилась более мощная и, главное, полно¬стью бронированная подобная самоходная арт-система. Ее решили делать на базе среднего тан¬ка Pz-IV, а поскольку заказ выдали двум фирмам, то получилось столько же вариантов "истребите¬ля танков IV/70" ("Ягдпанцер-IУ/70") с дополни¬тельными обозначениями Ф и А, по первым бук¬вам названия фирм-разработчиков "Фомаг" и "Алкетт". Первая представила прототип самоход¬ки к октябрю 1943 г., затем оба варианта стали производить на заводах компаний "Фомаг" и "Ни¬белунгенверке". Отличались они устройством рубки и некоторыми узлами и деталями, вооруже¬ние же было одинаковым.
75-мм противотанковую пушку KWK со стволом длиной в 70 калибров и телескопическим прице¬лом разместили в маске, в лобовом, сильно ско¬шенном листе низкой рубки, бортам которой так¬же придали рациональные углы наклона, дабы часть попадающих снарядов рикошетировала. Уг¬лы горизонтальной наводки составляли 18°, вер¬тикальной от -6 до +16°.
В возимый боекомплект входило 55 снарядов. Бронебойные, подкалиберные, осколочно-фугас¬ные имели те же характеристики, что были указаны. Ну а 4,4-килограммовые кумулятивные снаря¬ды обладали большей начальной скоростью (985 м/с) и на дистанции 100 м пронизывали бро¬ню толщиной до 160 мм. Расчет мог вести огонь, делая до 12 — 15 выстрелов в минуту, для само¬обороны служил 7,92-мм пулемет MG-34 с бое-припасом в 600 патронов.
Несомненным достоинством новой самоходки было мощное бронирование — толщину лобовой части рубки довели до 80 мм, кормы — 40 мм, крыши — 20 мм и бортов корпуса — 30 мм.
На машине применили 12-цилиндровый, V-об-разный, карбюраторный двигатель "Майбах" жидкостного охлаждения мощностью в 265 л.с. Трансмиссия была с 3-дисковым главным фрик¬ционом сухого трения, 5-скоростной коробкой перемены передач и планетарным механизмом поворота.
Ходовая часть, также взятая у базового танка, состояла из 8 обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных по два в тележки, и 3 под¬держивающих. Рессоры были полуэллиптически¬ми, листовыми, ведущие колеса располагались впереди, каждая гусеница состояла из 99 траков шириной по 400 мм.
Эту самоходную установку в процессе произ¬водства совершенствовали, например, с учетом боевого опыта внедрили навесные бортовые бронеэкраны, которые должны были защищать ходо¬вую часть и корпус от воздействия кумулятивных снарядов.
Более 3,3 тыс. "истребителей танков IV" приме¬нялись на всех фронтах, считались весьма опас¬ным противником, но и сами несли немалые поте¬ри. В апреле 1945 г. на Восточном фронте оста¬лось 274 машины, в Италии — 6, на Западном фронте — 3.
...После битвы на Курской дуге возникла необ¬ходимость заменить оснащенные 88-мм длинно¬ствольной пушкой самоходки "Насхорн" и "Эле-фант". Бронирование первых нашли недостаточ¬ным, вторые же оказались чрезмерно массивны¬ми, а потому неповоротливыми, к тому же нена¬дежными. Впрочем, еще раньше военные зака¬зали улучшенный истребитель танков и специа¬листы фирмы МИАГ спроектировали его на базе нового среднего Pz-V "Пантер". Поэтому прото¬тип был готов уже осенью 1943 г., а в следующем году развернули серийное производство на предприятиях компании МНХ. В общей сложнос¬ти было выпущено 392 машины. По мнению не¬мецких и иностранных экспертов, они оказались наиболее удачными, обладавшими и достаточ¬ной мощностью, и маневренностью — как и базовый танк.
На его корпусе вместо башни кругового враще¬ния смонтировали неподвижную рубку со скошен¬ным 80-мм лобовым листом, наклоненные борта выполнили из 40-мм бронелистов, толщину кры¬ши довели до 25 мм, и поместили на ней коман¬дирскую башенку, такую же, как на "Пантере". Бо¬евое отделение получилось просторным, удоб¬ным, к тому же внедрили систему отсоса и выбро¬са пороховых газов после выстрела. В передней части рубки установили качающуюся часть одной
из лучших в мире 88-мм пушки РАК-43/3 со ство¬лом длиной 71,6 калибра и дульным тормозом, она могла наводиться по вертикали в пределах от -10 до +20°, по горизонтали — на 24°, темп стрель¬бы доходил до 10 выстрелов в минуту, а ее эффек¬тивность во многом определялась прекрасными прицельными приспособлениями.
Боекомплект насчитывал 57 снарядов — 10,1-килограммовые бронебойные (начальная скорость 1000 м/с, на дистанции 1000 м они про¬бивали 120-мм броню), 7,3-килограммовые под¬калиберные (соответственно 1125 м/с и 237 мм), 7,6-килограммовые кумулятивные (600 м/с) и 9,5-килограммовые осколочно-фугасные с на¬чальной скоростью 750 м/с. Три первых с изряд¬ной дистанции "брали" любые советские, англий¬ские и американские танки и самоходки. Справа от пушки в шаровом гнезде поместили обычный пулемет винтовочного калибра.
600-сильный двигатель "Майбах", трансмис¬сию и ходовую часть взяли от "Пантеры", посколь¬ку они в каких-то изменениях не нуждались.
"Ягдпантеры-V" поступали в противотанковые части резерва главного командования. Машины получились довольно удачными, недаром в марте 1945 г. в войсках оставалось еще 202 самоходки, то есть почти две трети изготовленных уцелели в боях.
Несмотря на то, что вермахт и части СС уже получили "Ягдпантеру", им понадобилась и бо¬лее сильная, а главное, лучше защищенная про¬тивотанковая самоходка. Ее выполнили на базе тяжелого танка Pz-VIB. На корпусе смонтировали прямоугольную рубку, бронирование лобовой части которой достигало невиданных 200 мм, а крыши — 40 мм. Да и бронирование лба самого корпуса тоже было немалым — 150 мм, бортов и кормы — 80 мм. В рубке, в литой маске типа "свиная голова", разместили 128-мм пушку РАК-44 со стволом длиной 55 калибров, в котором при вы¬стреле давление газов достигало 3000 кг/см . Углы наведения были ограниченными — 12° по гори¬зонтали и до +9° по вертикали. Зато в распоря¬жении наводчика имелись лучшие тогда оптичес¬кие прицельные устройства.
В боекомплект "Ягдпанцер-VI" ("Ягдтигер") вы¬ходило 40 выстрелов раздельного заряжения, по¬этому скорострельность была невысокой, 6—8 выстрелов в минуту. В бою экипаж пользовался 28,2-килограммовыми бронебойными снарядами с начальной скоростью 920 м/с, пробивавшими на дистанциях 100 и 1000 м бронелисты толщиной 246 и 200 мм, а также осколочно-фугасными с та¬кими же весом и начальной скоростью.
12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный двигатель "Майбах" жидкостного охлаждения мощностью 650 л.с. обеспечивал столь тяжелой машине довольно высокую скорость. Трансмис¬сия не отличалась от танковой — многодисковый главный фрикцион, безвальная 8-скоростная ко¬робка перемены передач, планетарный механизм поворота. 5 опорных катков на борт располага¬лись в принятом у немцев шахматном порядке, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами были впереди, подвеска — индивидуальной торсионной, в каждой гусенице шириной 818 мм име¬лось по 96 траков,
"Ягдпанцер-VI" шли в противотанковые подраз¬деления резерва главного командования, ими ос¬настили и 653-е подразделение противотанковых тяжелых орудий. В бой они вступили в 1944 г. на советско-германском фронте, а потом и на Западном, где сыграли важную роль в Арденнской операции — последней наступательной, предпри¬нятой немцами во вторую мировую войну. Тогда они легко расстреливали американские и англий¬ские танки даже с расстояния 2500 м. В апреле 1945 г. в вермахте и частях СС числилось всего 24 "Ягдтигера"...
СУ - 100
История этой боевой машины восходит к 1943 г. - переломному в Великой Отечественной войне. В ее начале для немецких войск, вторгшихся на террито¬рию Советского Союза, весьма неприятным сюрпризом ока¬залось появление на фронте новых советских средних танков Т-34 и тяжелых KB, которые по всем статьям превосходили бронетанковую технику вермахта - их броню не пробивали снаряды состоявших на вооружении танков, истребителей танков и противотанковых пушек. Зато снаряды «тридцать четверок» и KB брали корпуса и башню любых немецких ма¬шин.
Однако к 1943 г. ситуация изменилась, и не в пользу Крас¬ной Армии. Немцы учли недостатки своей техники и успели ее модернизировать, усилив бронезащиту, усовершенствовали вооружение и связь, в боекомплект внедрили новые типы снарядов. А при подготовке к операции «Цитадель», которая, по замыслу командования вермахта, должна была вернуть Германии утраченную стратегическую инициативу на Восточном фронте, для прорыва советской обороны наметили новейшие образцы боевой техники, в том числе тяжелые танки «Тигр», средние «Пантера» и самоходные орудия, в частности мощнейший «Элефант» (он же «Фердинанд»). В битве на Курской дуге наши войска одержали победу, но и понесли неоправданно высокие потери, в том числе в бронетанковой технике.
Правда, в 1943 г. на вооружение Красной Армии поступили самоходные установки СУ-85 и СУ-152, однако первые уже не обладали заметным преимуществом перед танками против¬ника. Потребовалась новая, более мощная машина, которая была бы способна не только вести борьбу с неприятельской бронированной техникой, но и оказывать непосредственную артиллерийскую поддержку наступающей пехоте, разрушая полевые фортификационные сооружения и подавляя огневые точки врага.
За ее разработку взялись автор СУ-85, главный конструк¬тор «Уралмаша» Л.И.Горлицкий и его коллеги С.И.Самойлов, А.Н.Булашов, А.Л.Кизима, В.Н.Сидоренко и др. Их усилия были отмечены присуждением Сталинской премии.
Ходовую часть новой машины решили позаимствовать у предшественницы, а в той применили двигатель, трансмис¬сию и движитель выпускавшегося в массовом количестве Т-34. Устройство неподвижной бронированной рубки также взяли с небольшими изменениями у СУ-85. Наклон ее лобо¬вого листа составлял 50°, бортовые были выполнены с накло¬ном 20°, чтобы некоторые из попавших в нее снарядов рико¬шетировали. Новым было то, что справа, на крыше рубки, ус¬троили наблюдательную башенку для командира установки. Снаружи, в корме, поместили три цилиндрических дополни¬тельных топливных бака.
В передней части корпуса по-прежнему располагалось от¬деление управления и место для механика-водителя. За ним находилось боевое отделение, а в нем орудие, прицельные устройства, часть боекомплекта, радиостанция и внутританковая переговорная система. В рубке размещались коман¬дир, наводчик и заряжающий. Сзади, за перегородкой, была силовая установка - дизель, трансмиссия и другие агрегаты.
Главное же для конструкторов заключалось в выборе ору¬дия, которое должно было обладать в полтора раза большей мощностью, нежели пушка Д-5С, примененная на СУ-85, и 107-мм пушка образца 1940 г. При этом оно должно было вписываться в рубку, так чтобы не препятствовать боевой ра¬боте экипажа.
Было решено остановиться на орудии калибра 100 мм. Главным соображением послужило то, что пушки БС-3 такого же калибра состояли на вооружении флота, да и в армии их применяли для противотанковой обороны, таким образом, проблема боеприпасов заблаговременно преодолевалась. Однако артсистема нуждалась в некоторой доработке.
Как вспоминал Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, генерал-лейтенант-инженер Ф.Ф.Петров, новое орудие для самоходки создавали в инициативном порядке. «Используя без существенных изменений не только люльку, противоот¬катное устройство, механизмы наведения, но даже и полуав¬томатический затвор от 122-мм пушки Д-25С, создали 100-мм пушку, которая на сравнительных государственных испытаниях показала лучшие результаты и была принята на вооружение под названием Д-10С, - писал он. - Благодаря широкой унификации с ранее изготовленными системами, на ее создание и освоение в производстве не требовалось значительных затрат времени и средств».
Ствол Д-1 ОС длиной 56 калибров был выполнен моноблоч¬ным и состоял из трубы, казенника и муфты. Его цилиндриче¬ская часть покоилась цапфами на литой люльке обойменного типа, а та – на раме и могла перемещаться в вертикальной плоскости. При откате после выстрела и последующем нака¬те ствол скользил по бронзовым вкладышам. На раме же рас¬полагались механизмы наведения, уравновешивающее уст¬ройство и кронштейн для шарнира, на котором был прицел.
На верхней части люльки были штоки гидравлического тор¬моза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры последнего заполнялись стеолом М и азотом (или воздухом) под давлением 53 - 56 атм. Подъемный механизм был сек¬торного типа.
На цель орудие наводили с помощью телескопического прицела ТШ-19(или ТШ-20) - это при стрельбе прямой на¬водкой, а при ведении огня с закрытых позиций использова¬ли панораму и боковой уровень. Выстрел производили руч¬ным или электрическим спуском.
В боекомплект самоходки входили унитарные боеприпасы нескольких типов. Прежде всего осколочно-фугасные, с пе¬ременным зарядом, применявшиеся для поражения непри¬ятельской живой силы, скоплений техники, подавления ар¬тиллерийских и минометных батарей и разрушения обычных и долговременных полевых укреплений. Дальность стрельбы ими прямой наводкой с полным зарядом составляла 1100 м, с уменьшенным - 700 м.
Для ведения огня по танкам, самоходным установкам, транспортерам и бронированным амбразурам дотов ис¬пользовали бронебойно-трассирующие снаряды с разны¬ми, тупо- и остроконечными головками, а также с баллис¬тическими наконечниками. При стрельбе прямой наводкой по целям высотой 2 м наиболее эффективной дистанцией была 1 тыс. м.
В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы новых самоходок. Они завершились пол¬ным успехом, и в сентябре началось серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-100. Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать модернизированные «тридцать четверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые машины с одинаковым вооружением было бы нецелесооб¬разно.
До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100, а всего же их сделали около 2500. После второй ми¬ровой войны их выпуск по советской документации наладили и на заводах Чехословакии.
В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих стрелковых и танковых подразделе¬ний, причем по маневренности, живучести и огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расче¬ты вели успешные бои с немецкой самоходной бронирован¬ной техникой - на дистанции 1 тыс. м их бронебойные снаря¬ды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали тол¬щиной 160 мм, а 2 тыс. м - 125-мм бронелисты.
Приведем лишь один пример - во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни враже¬ских танков, причем было уничтожено либо выведено из строя 16 машин. Столь же эффективно расчеты СУ-100 раз¬рушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные огневые точки, преграждавшие путь насту¬пающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, не¬редко делая это с закрытых позиций. На подобное были спо¬собны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран.
В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечест¬венную войну при штурме Берлина в апреле-мае 1945 г. А по¬том еще долго оставались на вооружении Советской Армии. Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии, со¬ставлявшей основу так называемого «ограниченного контин¬гента» советских войск, действовавшего в 70 - 80-е гг. в Аф¬ганистане, применялись эти бронированные ветераны, вы¬державшие проверку временем.
Когда весной 1945 г. на «Уралмаше» пришло известие о том, что в берлинском пригороде Потсдам представители германских вооруженных сил подписали акт о безоговороч¬ной капитуляции, одну из только что вышедших из цеха само¬ходок завели на специально для того подготовленный поста¬мент и превратили в памятник. А на нем укрепили табличку с лаконичными строками:
Снарядами, танками, тоннами стали
Уральцы священную клятву сдержали.
Ныне самоходки-памятники можно увидеть на местах бы¬лых сражений и в экспозиции многих военно-исторических музеев. А в Кубинке она на ходу...